Гиперактивный ребенок: причины и приемы воспитания

Согласно статистике, на 25 эмоционально уравновешенных детишек приходится один гиперактивный малец. То есть в каждой детсадовской группе и в каждом классе обязательно есть свой задиристый возмутитель спокойствия. Ни воспитатели, ни педагоги, ни родители, как правило, не могут с ним совладать. Как же направить бьющую через край детскую энергию в нужное русло? Ответ на этот вопрос, думается, хотели бы знать многие взрослые.

Причины гиперактивности ребенка

«Побеги» гиперактивности начинают пробиваться буквально с первых дней жизни ребенка: младенец очень подвижен, много плачет и крайне беспокойно реагирует на любые раздражители, будь то телефонный звонок, лай соседской собаки или свет ночника. Яркий показатель гиперактивности в этом возрасте — неспокойный сон. При этом в первый год жизни такой малыш может радовать родителей своими быстрыми успехами — он начинает ходить и разговаривать раньше, чем его сверстники. «Ой, какой умница, какой молодец!» — умиляются мама и папа. Но ближе к четырехлетнему возрасту начинаются проблемы. Ребенок не может сосредоточиться, дослушать до конца сказку или просто усидеть на стуле больше пяти минут. Он капризен, раздражителен, порой агрессивен. В начальных классах проблемы усугубляются. Такой ученик часто отвлекается, не может ни на чем сконцентрироваться, а следовательно, сразу оказывается в числе отстающих. Двоечник, который с трудом складывает «два плюс два» и читает, запинаясь на каждом слоге, — это про него.

Зачастую мы объясняем детскую гиперактивность промахами в воспитании. Но в основе проблемы лежит совсем иная причина — минимальная мозговая дисфункция. Вызвать ее могут: наследственная предрасположенность, курение и неврозы беременной мамы, гипоксия плода, родовые травмы, черепно-мозговая травма у младенца (упал — сбил «настройки» мозга), неправильное питание и тот самый неблагоприятный климат в семье (чаще всего из-за пристрастия родителей к спиртному), на который принято все «сваливать». Специалисты называют это расстройство развития синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям, столкнувшимся с этой проблемой, важно понять одну вещь: виной всему не дурной характер ребенка, а заболевание, на которое нельзя закрывать глаза. Чем раньше его выявить и начать действовать, тем лучше для всех.

Постоянный контроль

Первостепенная задача чуткого родителя — уловить грань между обычной и гиперактивностью. Вряд ли стоит относить любого носящегося ураганом по квартире шалуна к числу «гипер-». Подумайте сами: маленький флегматик наверняка наведет на вас скуку и заставит забеспокоиться, не заболел ли, часом? Все-таки энергичный — значит здоровый. А если чадо часто не слушается или плохо себя ведет, это еще не говорит о сверхактивности.

Любой ребенок может бегать, ломать, швырять игрушки, кусаться и драться. Но обычно не составляет особого труда перевести его в «рабочий режим»: уговорить полистать книжку с красивыми картинками, нарисовать снеговика к Новому году или построить домик из кубиков. Главное — заинтересовать. Кроме того, такой ребенок сам легко переключается, попадая в незнакомое место, — замолкает и начинает настороженно присматриваться к окружающим. Гиперактивные малыши, где бы они ни находились, напротив, ведут себя везде одинаково: носятся сломя голову и долго не задерживают внимания даже на интересующих их вещах. Им постоянно нужно куда-то лезть, что-то хватать, бросать, при этом свою агрессию они распространяют на других детей — толкаются, кусаются и дерутся, пуская в ход не только свои кулачки, но и попавшиеся под руку предметы. Такого живчика невозможно остановить просьбами, угрозами, уговорами или «подкупом» шоколадкой. Он все пропускает мимо ушей.

У гиперактивного ребенка даже желудок работает чересчур активно. По этой причине его без конца мучают кишечные расстройства или аллергические реакции. И говорит он так же быстро, как бегает. Слова проглатываются, не успевая быть услышанными. Родитель постоянно вынужден быть такому малышу нянькой, ведь приходится следить за каждым его шагом!

Благоприятная семейная обстановка

Поэтому реабилитация гиперактивного ребенка должна начинаться в семье. Родителям, конечно, следует обязательно обратиться за помощью к детскому психологу, но одного похода к квалифицированному специалисту мало. Всем членам семьи придется поработать, прежде всего над собой, чтобы эффективно воздействовать на «неслуха». Каждый из домочадцев должен понимать: ребенок — особенный, совершает предосудительные поступки не умышленно, а из-за того, что не может управлять своими эмоциями.

Тактика его воспитания в семье должна быть единой. Без перекосов в сторону строгой мамы, все дозволяющего папы или наоборот. Если сначала родители баловали ребенка, а потом вдруг решили заняться его «перевоспитанием» с применением силовых методов, то это стопроцентно негативно скажется на гиперактивном чаде. Родительское давление и учительское порицание лишь закрепят за ним репутацию «плохого мальчика» или «плохой девочки». Ребенок будет вести себя так. как о нем думают, не пытаясь проявить себя с лучшей стороны. Тем более что «перековка» ему дается ой как непросто!

В идеале режим дня неудержимого шустрика должен быть очень строгим и выполняться неукоснительно. Следует позаботиться также о том, чтобы ребенок не переутомлялся и не получал сразу слишком много впечатлений. Некоторые родители надеются, что набегавшийся до потери сил сорванец на исходе дня быстро уснет и даст спокойно поспать им, но жизнь показывает обратное. Тем не менее подвижные игры на воздухе перед сном могут оказаться весьма полезными, как и легкий массаж, сделанный ласковыми мамиными руками.

Выход энергии в нужном русле

«Гасить» повышенную активность ребенка, во-первых, нельзя, а во-вторых — бесполезно. Лучший вариант — дать ей выход, направив в нужное русло: записать чадо в какую-нибудь спортивную секцию — на футбол, волейбол, хоккей или баскетбол. Командные виды спорта научат непоседу соблюдать правила, контролировать себя и взаимодействовать с другими ребятами. Любая девчонка-егоза с удовольствием будет ходить на танцы, хореографию, плавание. Чего же не стоит делать, выбирая занятие для «Энерджайзера», так это отдавать его в травмоопасную секцию. Например, в бокс, где неизбежно перевозбуждение нервной системы, которая и без того на пределе.

Держать ребенка постоянно под контролем невозможно. В школе он все равно останется один на один со своими проблемами. Как этого не допустить? Поговорить с педагогом, чтобы он подошел к обучению «трудного» ученика как профессионал. Что может сделать учитель?

Во-первых — усадить ребенка за парту рядом со своим столом и чаще давать ему разнообразные поручения (например, протереть доску или собрать тетрадки у одноклассников). Для ребенка, которому очень трудно спокойно сидеть 45 минут, пока длится урок, это то, что нужно. Он не станет мешать другим ребятам, задирая мальчишек и дергая за косички девчонок, так как будет занят делом.

Во-вторых — не замечать, насколько это возможно, «плохое» поведение ребенка и поощрять «хорошее».

В-третьих — объяснять задание несколько раз, но разными словами. Чтобы, как говорится, до всех дошло.

Цвета для концентрации

Если ребенок отвлекается при выполнении домашнего задания и никак не может сконцентрироваться, родителям следует отвести для него в доме отдельное место — вдали от телевизора, шумящего под ухом чайника, приходящих посудачить гостей. С шустриком следует договориться заранее, что через каждые 20 минут он сможет вставать из-за стола и устраивать себе активную передышку, но затем снова должен вернуться за стол — грызть гранит науки. При этом родителям следует контролировать этот процесс, тихонько заглядывая в комнату. Взрослые могут помочь ребенку сделать уроки, например разбив сложное задание на ряд простых, которые он легко выполнит. Но делать за него все нельзя.

Если родитель поручает ребенку что-то по дому, то обязательно должен продублировать это на бумаге, лучше на цветных листочках и с картинкой. Допустим, даете задание помыть пол — рисуете швабру и ведро, полить цветы — цветок в горшке и лейку (естественно, с письменной просьбой). Листок крепится на холодильник — в этом случае шансы на выполнение просьбы увеличатся. Как говорится, лучше один раз увидеть...

Чтобы ребенок не путал тетради и учебники, собираясь в школу, полезно применять цветовую маркировку. Подберите к каждому предмету тетрадь определенного цвета: синяя — по чтению, красная — по математике и т. д., а учебники облачите в разные обложки. Не забывать, что где лежит дома, помогут цветовые указатели и яркие наклейки (возможно, даже с изображением «начинки» ящика). В одном шкафчике — одежда, в другом — игрушки, в третьем — форма для тренировки...

Всем родителям без исключения психологи дают простой совет: присматривайтесь к своему сорванцу, выявляйте его сильные стороны и раскрывайте их. Тогда с ним наверняка начнут происходить удивительные метаморфозы. Ведь все мы знаем по себе: человек, реализующий свой потенциал, любит жизнь и постоянно вносит в нее новые краски.