Как правильно устанавливать запреты для ребенка

Главное, что должны усвоить и родители, и дети: то, что нельзя, должно быть нельзя всегда. Если вы сегодня что-то запрещаете, а завтра у вас хорошее настроение и тогда «да возьми!», то ребенок никогда не будет понимать, почему это время было нельзя, а сегодня уже можно?

То есть нельзя - всегда безоговорочное нельзя! Конечно, очень трудно маме или папе отказать малышу, когда он, протягивая ручонки, страстно просит: «Дай, дай!». Уступите? Это только во вред ему же! Это ваше отсутствие выдержки, слабость и неумение устоять против сиюминутных желаний ребенка будет в дальнейшем в характере вашего малыша. При любом запрете надо объяснить причину: ребенок не должен механически выполнять то, что от него требуют.

«Можно» всегда должно быть больше, чем «нельзя».

Бывает так: вот малыш настойчиво просит то, что ему запрещено, и вдруг после отказа требовательность обычно послушного ребенка резко усиливается: тут и истерика, и плач, и капризы! Обычно это бывает у ослабленных, психологически неустойчивых детей, и родители могут предвидеть наступление такой реакции. Что делать? Конечно, постараться не доводить дело до истерики, ведь это истощает нервную систему (в том числе и вашу, родители!). Ругать тоже бесполезно, это только ухудшает ситуацию. Надо переключить внимание ребенка на то, что можно и что разрешается.

Любой малыш, увидев привлекательную игрушку, жмется к ней, просит купить. Выполнять нужно только реальные, разумные просьбы. Нет человека, которому было бы все доступно! Ребенок должен знать, что какую-то вещь купить нельзя, потому что «дорого», а что-то другое надо подождать - «купим к празднику» и т.д. Надо стараться добиться понимания и согласия детей с родительскими понятно-доходчивыми объяснениями. И с самого раннего детства учить умению управлять своими желаниями.

Поощрение

Поощрения могут быть в семье различными, но они всегда должны быть! Это могут быть слова «правильно, хорошо, молодец!» или вообще какая-то расширенная похвала - одобрение. Улыбка, проявление ласки, поглаживание, удивление: «Как это ты только так сумел!» - все это тоже проявления поощрений. Можно поощрить и подарками, но это должно соответствовать возрасту, потребностям, ну и конечно возможностям семьи. Чаще всего подарки связаны с днем рождения, праздниками. Вручая подарки, обязательно показать, как пользоваться новой игрушкой или игрой. В противном случае он может просто не понять назначения нового предмета и будет разочарован. Да и дарящий тоже не получит удовольствия. Всегда надо помнить: поощрение - очень деликатный инструмент нравственного воспитания. Поощрения подобны сладостям: если их давать часто и много, это надоест и перестанет быть стимулом. «Где слишком сладко, там приторно». Надо быть очень внимательным к детям, которым что- либо не удается. К сожалению, их больше укоряют, чем поддерживают и поощряют. Никогда нельзя оставлять без внимания хорошие поступки детей, они требуют поощрения.

Непослушание

Причины, которые вызывают непослушание, многообразны. Разве у вас не бывает, что даже после повторных приказаний ребенок не делает то, что вы просите. Как поступить? Наказать? Да нет, лучше постарайтесь еще раз объяснить, чего хотите и как ребенок должен поступить. Желательно несколько раз разнообразить формулировку, говорить спокойно и настойчиво. Случается, что и это не помогает. Тогда попробуйте помочь ребенку. Нужен только толчок. А дальше все будет выполнено с энтузиазмом. По-видимому, иногда возникает внутреннее сопротивление: «Почему все сделай да сделай?!». Спокойствие же и уверенность, что поручение будет выполнено, выступают в роли эмоционального заряда. Слушая раздраженно кричащую мать, дети, как правило, ничего не понимают из ее «объяснений». А вы бы поняли своего начальника, который только кричит и ничего толком не объясняет? И захотели бы вы выполнить его задание? Надо с раннего детства добиваться, чтобы дети считали своим долгом: если испачкал - навести чистоту; разорвал книгу - надо подклеить; рассыпал - собрать; уронил - поднять (т.е. исправлять свои ошибки). Но если ребенок чем-то увлеченно занят, то повышать голос, приказывать, просить — бесполезно! Ребенок может вас даже не расслышать! Если же он услышал, то ему все равно потребуется время, чтобы переключиться с одного занятия на другое. Поэтому, давая поручение, вам нужно убедиться, что ребенок все правильно понял и все услышал. Иногда ваше задание оказывается трудным для ребенка, поэтому помогите ему понять, продумать и выполнить поручение. Кстати, если нормы послушания (разумного, правильного, а не такого: «Как я сказала, так и будет! Делай, как тебе сказано, а не умничай!») не выработаны в дошкольном возрасте, то в первых классах школы у ребенка могут возникать трудности в общении со сверстниками.

Наказание

О мерах наказания мы знаем все - бить детей нельзя. Моральный урок всегда неизмеримо выше, чем боль от удара: обида может потом жить с человеком всю жизнь. При упорном непослушании изредка (и за дело!) можно применить шлепок по руке, ноге, попе. По-видимому, без этого все-таки трудно обойтись в воспитании, правда?

Хотя есть очень убежденные родители, которые считают, что чем чаще и сильнее наказываешь ребенка, тем послушнее он вырастет. Советы давать легко, труднее вырастить детей, еще труднее обойтись без таких вот жестоких правил. Но я уверена: страх быть наказанным человека добрее не сделает! И всякие запугивания типа: «Придет страшный дядька, отдам тебя в детский дом», - ни к чему хорошему тоже не приведут. Детское богатое воображение, фантазии могут быть непредсказуемы: это вы сказали «просто так», а он уже нарисовал себе эту страшную картину. Я помню, как меня в детстве часто пугали тем, что если я не буду слушаться, то меня отправят к бабушке. Слово «отправят» у меня прочно ассоциировалось со словом «посылка» - бабушка моя жила в Архангельске и отправляла нам посылки. И вот, лежа вечером в постели, я представляла себе посылочный ящик, только побольше обычного, в котором я, скрюченная, «отравлена» к бабушке! Я думала, как я долго буду в пути и как мне там будет тяжело, ведь там не повернуться, что я там буду есть, пить? И буду ли? Положат ли мне в этот ящик «паек»? С одной стороны, я хотела к бабушке, но страх быть отправленной по почте меня очень угнетал. Так что всегда следите за тем, что говорите, и вспоминайте, вспоминайте чаще свое детство!

И еще: мне кажется, что после одного осознанного проступка необходимо помочь ребенку десять раз поступить правильно! Мы все совершаем какие-то ошибки, и дети, и взрослые. Но ошибки детей наказываются гораздо строже, чем ошибки взрослых! Вы думаете маленькие дети еще не задумываются над своими проступками? Еще как! И помогать им в этом должны именно родители! Недаром Сухомлин- ский писал: «Каждый шаг, который мне предстоит совершить, может привести либо к благородству, либо к гнусности». Наверное, это очень важно всем: и родителям, и детям - отличать первое от второго, правда?

Источник: Н. Третьякова, Зимняя вишня